Skip to Content

Адаптационная программа

Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №15

поселка Южного Динского района 

 

 
Авторы программы учитель начальных классов  Бычкова Е.А. и Гриценко И.А.

 Программа адаптации школьников

на этапе дошкольник-первоклассник  

Организация перехода  к учебной деятельности на этапе дошкольник-первоклассник считается одной из наиболее сложных педагогических проблем. В самом общем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Очень важно чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь; ухудшения самочувствия и настроения; понижения самооценки.

Адаптация – это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Адаптационный период может быть управляемым и самопроизвольным, но в последнем случае его эффективность будет значительно снижена. Анализ данных психологических наблюдений показывает необходимость создания специальной программы психолого-педагогического сопровождения школьника на протяжении адаптационного периода.

Данная программа предназначена для организации успешной адаптации первоклассников в общеобразовательном учреждении МОУ НОШ № 15.

Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в новой для него школьной среде.

Цель настоящей программы состоит в разработке, создании и обеспечении педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Поставленная цель достигается за счет последовательного решения педагогическим коллективом следующих задач:

·        изучить теоретические аспекты проблемы адаптации учащихся на этапе дошкольник-первоклассник;

·        выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;

·        создать систему педагогической поддержки первоклассников в период их адаптации к школьной среде, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности;

·        разработать организационно-содержательную модель на период адаптации для учащихся первых классов

 

Принципы программы:

·        принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;

·        принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка;

·        принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;

·        принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;

·        принцип эмоционально- ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Адаптационная программа предусматривает специфические задачи и для детей возрастной группы 6,5 – 7 лет, воспитателей детского сада, для учителей и родителей.

Для первоклассников:

- помочь ребенку принять позицию школьника;

- помочь осознать появление нового сообщества - класса;

- ввести понятие оценки, различные ее критерии (правильность, аккуратность, красота)

- обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Для воспитателей детского сада:

- создать условия для всестороннего развития ребенка;

- сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе;

- исключить дублирование школьной программы.

Для учителей начальных классов:

- изучить программы по обучению и воспитанию детей в ДОУ для успешного в целях и в содержании обучения;

- учитывать возрастные особенности и возможности детей;

- выработать единые требования по проблеме «готовность ребенка к школе» между ДОУ №17 и МОУ НОШ №15 поселка Южного;

- снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить сроки привыкания к новому классу;

- создать доброжелательную атмосферу, в которой ученики и педагоги чувствуют себя комфортно;

- помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать  и дифференцировать обучение.

Для родителей:

- снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;

- создать атмосферу сотрудничества;

- договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течении года;

- выяснить ожидание родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.

Основные направления работы по адаптации учащихся к новым этапам школьной жизни.

          Проведение психологической диагностики детей, направленной на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Проводится она в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.

         Консультативная работа с педагогами и родителями. Работа с педагогами проводится в виде заседаний ШМО. Классные руководители и учителя-предметники знакомятся с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения с детьми и формами оказания помощи. Консультирование родителей осуществляется индивидуально и на родительских собраниях.

          Методическая работа осуществляется совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учеников и направлена на совершенствование методики и содержания обучения.

        Профилактическая работа осуществляется классным руководителем и направлена на оказание поддержки каждому ребенку.

         Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации.

        Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической помощи, деятельности по адаптации детей к новым условиям, оценку эффективности работы и коррекции планов.

Прогнозируемый результат:

Сформированность у первоклассников психологических свойств и умений, необходимых  для успешного развития, обучения и общения на соответствующем этапе обучения.

Работа по адаптации рассчитана на один учебный год и осуществляется в три этапа.

Первый этап – готовность к обучению на новом возрастном  этапе начинается в марте месяце.  Выполняется следующая работа:

- проведение групповой консультации родителей в форме родительского собрания. Это знакомство с формами организации жизни ребенка перед вступлением в новую возрастную группу;  

- взаимопосещение уроков и занятий воспитателями ДОУ и учителями начальных классов с целью поисков путей преодоления содержательных «разрывов»  в программах дошкольного образования и I ступени;

- проведение «круглых столов», носящих общий ознакомительный характер для педагогов, набирающих первые классы и воспитателей детского сада;

- проведение «Дня открытых дверей» для родителей.

Второй этап – первичная адаптация к новым социальным условиям.

Этот этап самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа с сентября по январь проводится:

- изучение личных дел и проведение анкетирования родителей, а также  ведение карты наблюдений Д. Скотта для определения школьной зрелости учащихся  классным руководителем;

- проведение консультативной и просветительной работы, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям, результатами диагностики;

- организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с  индивидуальными особенностями и возможностями учащихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдений в первые недели обучения;

- организация педагогической поддержки во внеурочное время:

классные часы, направленные на выявление учащихся, обладающих лидерской одаренностью и формирование актива класса и т.д.;

- организация профилактической работы в период адаптации.

Третий этап – работа с учащимися,  испытывающими  особые трудности в период адаптации.

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия и предполагает следующее:

- выявления характера и синдрома дезадаптации в каждом конкретном случае, определения путей оказания помощи этим учащимся. Следует провести анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований;

- оказание родителям данных учащихся психолого-педагогической помощи в форме индивидуальных консультаций;

- индивидуальное консультирование учителей по вопросам общения с данными учащимися. Привлечение специалистов разных профилей (медики, логопед и др.);

- организация педагогической помощи учащимся,  испытывающим различные трудности в обучении с учетом результатов их психодиагностики; методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми. Провоцирующие различные трудности;

- аналитическая работа по результатам, полученным на третьем этапе. Проведение совещания по итогам адаптации учащихся, испытывающих трудности в приспособлении к новым социальным условиям.

  

План работы в адаптационный период

 

 

Исполнители

Задачи

Сроки исполнения

Воспитатели детского сада

Взаимопосещение уроков и занятий.

 

Проведение «круглого стола», носящих общий ознакомительный характер для педагогов, набирающих первые классы и воспитателей детского сада. Определение критериев школьной зрелости.

Общее родительское собрание с целью знакомства с программой, направлениями работы школы, требованиями к учащимся, учебниками и необходимыми принадлежностями к началу учебного года.

март, апрель

 

апрель

 

 

 

 

 

апрель

Администрация

Проведение «Дня открытых дверей» для родителей.

 

Особая организация учебного процесса с целью плавного перехода от режима детского сада к учебному труду.

Организация праздника «Посвящение в ученики»

 

Проведение консультативной и просветительной работы, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям.

Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с  индивидуальными особенностями и возможностями учащихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдений в первые недели обучения

Привлечение специалистов разных профилей (медики, логопед и др.).

Аналитическая работа по результатам, полученным на третьем этапе. Проведение совещания по итогам адаптации учащихся, испытывающих трудности в приспособлении к новым социальным условиям.

апрель

 

сентябрь

 

 

сентябрь

 

 

октябрь

 

 

 

октябрь

 

 

 

 

в течение года

 

январь

 

Педагоги

Проведение дней активного взаимодействия классного руководителя со своим классом.

Ознакомление детей с правилами для учащихся.

Организация перемен для детей( музыкальных, игровых)

Экскурсия по школе с целью ознакомления с расположением необходимых кабинетов, столовой, спортзала, туалетов,

Дробная структура уроков

 

Индивидуальное знакомство с семьями с целью изучения микроклимата в семье, особенностей характера ребенка

Выявление семей социального риска, детей

девиантного поведения с целью ранней профилактики возможных правонарушений в семьях.

Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления проблем адаптации и путей корректировки. Проведение психологической диагностики детей, направленной на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Выявление характера и синдрома дезадаптации в каждом конкретном случае, определения путей оказания помощи этим учащимся.

Оказание родителям данных учащихся психолого-педагогической помощи в форме индивидуальных консультаций.

1-ая неделя

 

1-ая неделя

в течение года

1-ая неделя

 

 

сентябрь-октябрь

сентябрь-октябрь

 

1-ая неделя октября

 

сентябрь

 

сентябрь-январь

 

 

 

 

 

в течение года

 

Родители

Ознакомление с безопасной дорогой в школу.

Сопровождение ребенка до школы и обратно с целью непрерывного контакта с учителем и приучения первоклассников ко времени, отведенному на дорогу в школу.

Организация дома уголка школьника в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

Контроль за новым для ребенка режимом дня, где разумно чередуется организация груда и отдыха.

Отработка навыков по самообслуживанию: умение

одеваться-раздеваться за короткий срок, аккуратно

складывать вещи.

Использовать выходные дни для совместного огдыха,

развивая кругозор ребенка.

Развитие в детях чувства ответственности.

сентябрь сентябрь

 

 

 

сентябрь

 

в течение года

сентябрь

 

 

в течение года

Учащиеся

Соблюдение правил для школьников.

 

Учиться организованно переходить от отдыха к учебному труду и обратно.

в течении

года

в течении

года

 

 

ПРОГРАММА ДНЕЙ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ -

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СО СВОИМ КЛАССОМ (1-Й КЛАСС)

ЦЕЛИ :

- познакомить ребят друг с другом;

- создать общую доброжелательную атмосферу в классе;

- дать возможность детям почувствовать себя членом нового сообщества - класса;

- обучить первоначальным навыкам сотрудничества (ученик-ученик, учитель-ученик);

- познакомиться с микроклиматом семьи.

 

1-й ДЕНЬ Задачи:

- познакомить учащихся со школой, пришкольном участком;

- познакомить учащихся друг с другом;

- познакомить учащихся с правилами для учащихся,

1. Экскурсия по школе и пришкольному участку.

 

2-й ДЕНЬ Задачи :

- развитие монологической речи;

- определение уровня коммуникативности;

- увидеть, кто как может преподнести себя.

Рассказ о любимой игрушке.

Инструкция: принести свою любимую игрушку, рассказать о ней, как

она появилась у тебя, кто тебе ее подарил, почему она стала любимой.

3-й ДЕНЬ Задачи:

- ознакомиться первоначально с семьей ребенка и микроклиматом в семье. Инструкция» на листе бумаги изобразить свою семью, постараться по­казать род занятий родителей, изобразить животных, которые живут в семье, и т.д.

4-й ДЕНЬ Задачи;

- вырабатывать навыки самооценки;

- познакомить с правилами ведения дискуссии;

- продолжить общение детей друг с другом;

- сформировать представление о качествах хорошего школьника.

Дискуссия "Чем отличается школьник от дошкольника". Дискуссия "Возможные критерии оценки работы (правильность, аккурат­ность, красота)".

5-й ДЕНЬ Задачи:

- познакомиться с творческими способностями детей;

- узнать первые впечатления о школе;

- познакомиться с другими первыми классами;

- распределить поручения среди учащихся,

1.Конкурс рисунков в классе "Что больше всего запомнилось и понра­вилось в школе?"

2.Конкурс рисунков на асфальте среди учащихся 1-х классов "Я рисую мир"