Skip to Content

Анализ учебно-методической работы БОУ НОШ № 15 за 2013-2014 учебный год

  

Анализ учебно-методической работы
БОУ НОШ № 15
за 2013-2014 учебный год.   
Цель анализа: определение уровня эффективности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной деятельности и педагогической поддержке в соответствии с его профессиональными потребностями с целью достижения поставленных перед школой задач.
 Методическая работа в 2013-2014 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс.
В 2013-2014 учебном году коллектив начальной школы №15 работал над темой: «Создание условий для профессионально развития педагогов школы в условиях реализации Национальной инициативы «Наша новая школа» и перехода на ФГОС НОО».
Работа над данной темой способствует созданию условий для сопровождения, корректировки и отслеживания результатов работы учителя с целью распространения положительного педагогического опыта и повышения квалификации педагогов в связи с  переходом на новые образовательные стандарты.
Цель методической работы: создать необходимые условия для профессионального развития педагогов школы в рамках реализации программы ИТРПК.
Перед педагогическим коллективом стояли задачи:
  -совершенствование педагогического мастерства сотрудников школы;
- изучение передового педагогического опыта с целью повышения научного уровня учителя;
-совершенствование структуры методической работы;
-активизация работы учителей по самообразованию;
-максимально ориентировать каждого учителя на внедрение методов и приемов современных педагогических технологий, направленных на повышение познавательной активности обучающихся, внедрение исследовательских методов обучения;
-обеспечить систему диагностики результатов профессиональной деятельности каждого педагога как показателя уровня развития профессиональной компетентности.
Формы методической работы:
а) работа педсоветов;
б)  работа педагогов над темами самообразования;
в)  работа творческих групп над проектированием открытых уроков, открытые уроки;
г) проведение обучающих тематических семинаров;
д) проведение тематических предметных недель.
е) внеклассная работа (в том числе и профориентационная работа);
ж) организация и контроль курсовой подготовки учителей;
з) обобщение передового педагогического опыта учителей;
и) аттестация педагогических кадров, участие в конкурсах и конференциях;
    Это традиционные, но надежные формы организации методической работы. С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ и базисного учебного плана школы, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий (здоровьесберегающие, развивающие и др.).
       В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
-работа педагогического совета, 
-повышение квалификации, педагогического мастерства, аттестация педагогических кадров,
-обобщение передового педагогического опыта, работа с молодыми специалистами, индивидуально-методическая деятельность,
-самообразование,
- программа работы с одарёнными детьми.
-систематизация накопленного материала, ведение портфолио,  работа программы ИТРПК.
Работа педсоветов.
     Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет.
Реализации методической  темы школы были посвящены педсоветы по проблемам:
1. «Проектирование уроков, формирующих УУД. Самоанализ урока».
2. «Самообразование – основа успешной работы учителя».
3. «Качество обучения: проблемы и пути их решения».
4. «Технология портфолио в образовательной деятельности школы, как инструмент управления развитием профессиональной деятельности учителя».
     В работе педагогических советов принимали участие все педагоги школы, выступая со своим наработанным материалом.
Выводы: отмечается заинтересованное участие педагогов в подготовке и проведении педсоветов, включение учителя в анализ результатов образовательной деятельности школы.
Рекомендации на следующий учебный год по проведению педагогических советов: разнообразить формы и методы проведения тематических педсоветов, включив вопросы по решению психолого-педагогических проблем.
Программа методической работы нашей школы определялась нормативно-организационной основой, стратегией совершенствования образовательного процесса в соответствии с развитием системы образования района. Методическая работа школы строилась на основе годового плана. При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально способствовали реализации программы развития школы. План работы методической службы школы был интегрирован в план работы образовательного учреждения. В целях наиболее полной реализации задач на 2013 – 2014 учебный год приказом директора утверждена модель методической структуры. В этой структуре сохранена ведущая роль педагогического совета.
   В целях обеспечения выбора направлений методической работы было осуществлено прогнозирование потребностей педагогов в методическом обеспечении образовательного процесса.   На основе диагностики составлен план работы методической службы, уточнён план повышения квалификации учителей, перспективный план аттестации работников школы, подбор тем по самообразованию педагогов. Результаты самодиагностирования учителей показали, что затруднения испытываются  по следующим вопросам:
-  повышение квалификации в соответствии с новыми требованиями к аттестации педагогических работников;
-  обобщение и распространение собственного педагогического опыта;
С учетом выявленных проблем планировалась тематика заседаний МС.
   При планировании методической работы учитывался кадровый состав педагогических работников.  В школе работает 14 педагогов.
 
1.    Аттестация педагогических кадров
На современном этапе развития системы образования аттестация педагогических кадров приобретает все более важную роль.
Это подтверждает национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой указывается на первостепенное значение аттестации для  совершенствования учительского корпуса.
Еще одним стимулом должна стать аттестация - периодическое подтверждение квалификации педагогами, ее соответствия задачам, стоящим перед школой.
1.1.        Общая характеристика педагогического состава
Возрастной состав

Всего  педагогов

до 25 лет

 от 25 до 35 лет

 от 35 до 55 лет

 от 55 до 60 лет

 свыше 60 лет

14

1

5

5

3

0
По стажу работы коллектив представляет собой опытных учителей. Это является основой для создания и передачи коллективных традиций. Кроме этого, омолодился педагогический состав и появилась возможность создания в школе  наставничества. Средний возраст коллектива составляет 41 год, что позволяет говорить об его опытности и работоспособности.
Образование

Всего педагогов

Высшее

Среднее профессиональное

Нач. профессиональное

Среднее
общее

 

 

 

 

14

11

3

0
 

0
 
Из таблицы видно, что 79%  педагогов школы имеют высшее образование
1.2.        Квалификационные категории педагогических работников

Высшая

Первая

 
Вторая

Соответствие занимаемой должности

Без категории

2
 

0

1

6
 

5
стаж работы в школе менее 2-х лет
На текущий момент аттестовано 9 педагогических работников. Что составляет 64% от общего числа педработников. В 2013-2014 учебном году прошел аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности 1 педагог – Казаченко Е.Н. (7% от общей численности  педагогов школы).  5 вновь прибывших педагога (Хижняк О.В., Самойленко А.К., Пастушенко М.Ф., Пронько С.П., Ерыкина О.Л.) не имеют квалификационной категории т. К.  стаж их  работы в школе менее 2-х лет.
Информация о педагогических и руководящих работниках муниципальных образовательных учреждений, имеющих отраслевые награды
Знак «Почетный работник общего образования» имеет 1 педагог (Лактионова Н.В.).
 
1.3.        Результаты курсовой переподготовки
     По итогам года 9 человек (64% от общего числа педагогов ) прошли курсовую подготовку на базе ККИДППО не менее 72 часов. В 2014-2015 учебном году планируеся прохождение курсовой подготовки 5 педагогами (Шулегина И.В., Пронько С.П., Самойленко А.К., Вендина Е.Е.).
     Аттестация педагогических кадров является важнейшим стимулом для профессионального роста  работников образования. В течение года проводилась работа по изучению нормативных документов по аттестации педагогических кадров. Охват обучения педагогов составил 100%. 
   В межаттестационный период была организована работа методического совета по наиболее актуальным проблемам повышения квалификации. В течение года проведены обучающие семинары по темам «Организация межаттестационного периода», «Оформление аттестационного портфолио». Вниманию учителей школы были предложены практические методические материалы на бумажном и электронном носителях по теме:«Образец аттестационной презентации». По вопросам аттестации создан информационный стенд  и методическая копилка в помощь аттестующимся.
       Вопросам аттестации педагогических кадров также посвящались педсоветы: «Самообразование – как одна из форм повышения квалификации педагогов и основа успешной работы», «Технология портфолио в образовательной деятельности школы, как инструмент управления развитием профессиональной деятельности учителя».
      В течение года проводились индивидуальные консультации по реализации планов индивидуальной траектории развития профессиональной компетенции учителя. 
 Уровень выполнения поставленных задач - оптимальный, так как все цели, поставленные в начале года, были достигнуты.
Для установления высшей квалификационной категории в 2014-2015 учебном году подано 1 заявление (Бычкова Е.А.) и 4 педагога (Хижняк О.В., Кустова Т.В., Пронько С.П., Ваганова Н.П.) планируют прохождение аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Анализ деятельности педагогического персонала выявляет следующие трудности и проблемы. Учителя недостаточно осознают и понимают ряд целевых установок педагогической деятельности, обозначенные в контексте государственной образовательной политики.  Испытывают затруднения в собственной аналитической деятельности, в первую очередь при планировании, проектировании, самоанализе своей профессиональной деятельности.  Этим объясняется низкий процент наличия калификационных категорий в школе (14%).Следовательно, в последующий период наше внимание будет сосредоточено на решении проблемы управления повышением квалификации персонала учреждения.
 
1.4.        Обобщение, анализ передового педагогического опыта.
По данному направлению проводилась следующая работа:
– совершенствование методической подготовки учителей к организации и проведению УВР, обогащение учителей новыми, более совершенными приёмами обучения через посещение уроков, их анализ, собеседование;
- помощь учителям в размещении их методических наработок  в средствах массовой информации;
– оказание практической помощи (методической) учителям, испытывающим некоторые затруднения в организации и проведении уроков.
 Уровень профессиональной активности педагогов школы находится на низком уровне. По-прежнему имеются трудности с выбором участников профессиональных конкурсов.
    Для организации дифференцированной работы с педагогическими кадрами в школе организована работа по самосовершенствованию педагогического мастерства через индивидуальную тему по самообразованию.
   У каждого учителя определена индивидуальная тема по самообразованию, которая анализируется через участие педагогов в работе методического совета, педсоветов, семинаров.Результатом самообразования являлись  открытые уроки, доклады, выступления на совещаниях ШМС, педсоветах, совещаниях при директоре. Всем педагогам даются необходимые консультации, рекомендации и оказывается  своевременная методическая помощь.
На школьных МС прозвучали выступления учителей начальных классов с докладами по темам самообразования («Проектирование уроков, формирующих универсальные учебные действия. Самоанализ уроков» учитель Гриценко И.А., «Активизация и развитие умственных и физических способностей детей младшего школьного возраста на основе дополнительных средств физической культуры» учитель физической культуры Вендина Е.Е., «Контрольно-оценочные действия на уроке» учитель Ерыкина О.Л., «Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС» учитель Самойленко А.К., «Групповая работа как средство формирования УУД» учитель Казаченко Е.Н.)
Затруднения вызывает у некоторых учителей правильный выбор темы самообразования, планирование работы на этапах работы над темой.
 В творческих отчетах по самообразованию участники МС освещали круг вопросов, изучаемых в 2013-2014 учебном году. Такие педагоги, как Гриценко И.А., Шацкая Е.И., Хижняк О.В., Бычкова Е.А. создают свои персональные сайты в социальной сети, размещают  методические разработки. Учитель начальных классов НОШ№ 15 Шацкая Е.И. в 2014 году участвовала в XI районном педагогическом фестивале «Передовой педагогический опыт», по итогам данного фестиваля является лауреатом. В мае 2014 года учитель начальных классов Бычкова Е.А. участвовала в районном семинаре по обобщению педагогического опыта (о работе экспериментальной площадки на базе НОШ № 15), тема доклада «Адаптация ребёнка на этапе дошкольник-первоклассник».
 
2. Методическая учеба
 В целях профессиональной учебы, обмена опытом и  повышения профессионального роста педагогов школы при участии ШМС в сентябре 2013 года в БОУНОШ № 15 прошёл обучающий семинар по ознакомлению с новой программой ИТРПК в начальной школе. В ноябре 2013 года прошёл обучающий теоретический семинар с приглашением методистов ИМЦ ст. Динской на тему «Конструирование уроков. Анализ и самоанализ уроков». Результатом такого семинара является проведение открытых уроков учителей начальных классов Гриценко И.А. и Кустовой Т.В.
ШМС НОШ № 15 разработан план работы для молодых учителей. Так за молодыми педагогами закреплены учителя-наставники, заместителем директора по УВР, руководителем ШМС регулярно посещаются уроки с целью оказания методической помощи. В апреле 2014 года в НОШ № 15 прошла Неделя молодого педагога, в течение которой были проведены уроки молодыми учителями Ерыкиной О.Л. и Самойленко А.К.
 
2.1. Консультационные занятия
В течение этого учебного года были проведены следующие консультационные занятия по темам:
 1. "Разработка рабочих программ по предметам" для молодых специалистов
Основные вопросы:
– что такое рабочая программа;
– структура рабочей программы;
2. «Аттестация педагогических работников».
3. «ИТРПК в начальной школе».
4. Индивидуальные консультации, собеседования с учителями.
 
Выводы: консультационные занятия проводились по мере необходимости и отражали происходящие изменения в сфере образования.
 
3. Участие педагогов в профессиональных конкурсах.
Педагогические работники школы в 2013-2014 учебном году приняли участие в следующих мероприятиях различного уровня:
Ф.И.О. педагога
Муниципальный уровень
Региональный уровень
Федеральный уровень
Печатные работы

Название конкурса

результат

Название конкурса

результат

Название конкурса

результат

 
1

Бычкова Е.А.

-

-

-

-

Публикация в интернет сообществах ЗАВУЧ.Инфо
 
 

сертификат
Разработка открытого урока. «Где живут животные».
 
 

 

III муниципальный конкурс инновационных проектов. Тема «Проектная деятельность в начальной школе»

призёр

-

-

-

-
-
2

Хижняк О.В.

III муниципальный конкурс инновационных проектов. Тема «Проектная деятельность в начальной школе»

призёр

-

-

-

-
-
 

 

-

-

-

-

Публикация в интернет сообществах ЗАВУЧ.Инфо

сертификат
Разработка внеклассного мероприятия. «Культура казачества».
 
 

 

-

-

Краевой конкурс «Растим патриотов России»

-

-

-
-
 

 

Районный конкурс методических разработок ко Дню Матери

-

-

-

-

-
-
3

Гриценко И.А.

-

-

Краевой конкурс сценариев учебно-воспитательных мероприятий «За ЗОЖ»

сертификат

-

-
-
4

Вендина Е.Е.

-

-

Краевой конкурс методических разработок уроков по физической культуре

-

-

-
-
5

Шацкая Е.И.

Районный конкурс «Учитель года-2014»

призёр

-

-

-

-
 
 

 

-

-

Краевой конкурс «Растим патриотов России»

-

-

-
-
 

 

-

-

Участие в православном форуме п. Благовещенск

участие

-

-
-
Вывод: работа по обобщению и распространению передового  педагогического опыта в школе ведется не системно, активность педагогов в  участии в мероприятиях различного уровня по сравнению с предыдущим учебным годом остаётся низкой, однако при этом отмечается повышение уровня мероприятий: больше мероприятий всероссийского  и регионального уровней.         Увеличивается количество  педагогов школы, распространяющих свой опыт посредством  публикаций.
Задача: активизировать работу педагогических сотрудников школы по распространению передового педагогического опыта посредством участия в мероприятиях различного уровня. 
 
4. Работа с одаренными детьми.
В школе сложилась  система работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно – познавательной  деятельности.  Работа педагогического коллектива, направленная на развитие  интеллектуально - творческих способностей учащихся осуществляется через различные формы и методы  организации деятельности учащихся как на уроках, так и во неурочное время: олимпиады, школьные НПК, предметные недели, викторины, мероприятия, приуроченные к памятным датам, читательские конференции, встречи с интересными людьми, различные творческие конкурсы. Создана база данных одаренных учащихся по итогам 2013-2014 учебного года.
4.1. Предметные олимпиады.
С целью повышения профессиональной компетентности учителей в рамках плана методической работы и  в соответствии с графиком проведения предметных недель, в школе были проведены единые предметные недели по: кубановедению, русскому языку и литературе, математике, ОПК, изобразительному искусству и музыке.В рамках предметных недель проводились: нетрадиционные уроки по предмету, внеклассные мероприятия, КВН, викторины, конкурсы, презентации. Все предметные  недели сопровождались разнообразной наглядной информацией, прошли интересно, содержательно, познавательно. Итоги обсуждались на заседаниях МС. Проведение мероприятий позволило как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал.
   Учителя  во время предметных недель старались использовать разные методы и приёмы работы с целью выявления способных учащихся, а именно провели предметные олимпиады, интеллектуальные игры. Задания, как правило, требовали от учащихся нестандартного подхода к выполнению работ, проявления творческой индивидуальности. Мероприятия способствовали повышению интереса учащихся к изучению предмета, а так же расширению знаний. Организация предметных недель была на высоком уровне. Результаты проведения предметных недель отражены на школьном сайте.
 Недостатком предметных недель является плохая организация взаимопосещения учителями уроков своих коллег (в основном посещаются только уроки в рамках МО), что снижает роль предметных недель в пропаганде передового педагогического опыта.
          Задача: повысить организационно-методический уровень проведения предметных недель.   
   В соответствии с планом методической  работы,  в 2013-2014 учебном году, в сроки с сентября по октябрь в школе были проведены 6 школьных олимпиад по следующим предметам: кубановедению, математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению, английскому языку.
Анализ протоколов и предметных аналитических отчетов, составленных по итогам проведения олимпиад, показал:
1. В школьном  этапе предметных олимпиад приняли участие 215 человек, что составляет 78 % от общего состава учащихся 1-4-х классов с учетом  участия одного школьника в нескольких олимпиадах и на 19 человек больше, чем в прошлом году.
2. Анализ проведения олимпиад показал, что не все предметные олимпиады были проведены на должном методическом уровне и в установленные графиком сроки. Многие предметники формально отнеслись к  проведению школьных олимпиад и  не  сумели организовать участие всех способных учащихся в школьном этапе.
3. Аналитические отчеты о  проведении олимпиад подавались  вовремя и без нарушений в оформлении.
4. По итогам школьного этапа предметных олимпиад сформирована команда учащихся – победителей и призеров  школьного этапа, для участия в муниципальном туре олимпиад в количестве 17 человек.  В прошлом году участников было меньше (8 человек), но было больше призёров и победителей.
Итоги участия в муниципальном туре предметных олимпиад: III всероссийская интеллектуальная олимпиада «Ученик XXIвека: пробуем силы – проявляем способности» - 1 призёр (Аношкина Маргарита, 4 класс).       
Одним из важных моментов работы с учащимися в прошедшем учебном году было участие в проведении на базе школы международных интеллектуальных конкурсов «Русский медвежонок» (русский язык), «Кенгуру», «ЧиП» (природоведение), «Эму». В этих конкурсах традиционно принимает участие большое количество учащихся. Среди участников конкурса «Русский медвежонок» результаты следующие:
 
№ п/п
Ф.и. ученика
Класс
Место в школе
Место в районе
Место в регионе
1

Пак Эмилия

2

1

22

-
2

Гриднев Никита

2

2

28

-
3

Бочарова Татьяна

2

3

73

-
4

Ковнирова Надежда

3

1

1

1
5

Бочаров Илья

3

2

15

-
6

Чертова Полина

3

3

110

-
7

Шамша Алина

4

1

36

-
8

Казачёк Илья

4

2

38

-
9

Аношкина Маргарита

4

3

43

-
 
Среди участников математического конкурса «Кенгуру» наилучшие результаты показала Додока Ирина, ученица 3 Б класса – 1 место в школе и 14 место в районе.
Среди участников конкурса «Британский Бульдог» наилучшие результаты показал Токмурзин Максим, ученик 4 Б класса – 1 место в школе и 9 место в районе.
Результаты конкурса «ЧИП» будут подведены в августе 2014 года.
Анализ результатов олимпиад показал, что нет победителей и призеров по математике, кубановедению, русскому языку. В своих отчетах учителя указали задания, вызвавшие наибольшие затруднения у учащихся. К одной из причин затруднений можно отнести нехватку внепрограммных знаний, невысокий уровень кругозора. В этом году были учтены предложения прошлого года и отдельным учащимся были предложены индивидуальные задания программного уровня с целью стимулировать участие учеников в различных предметных конкурсах. Были предложены задания, в которых учащиеся могли поработать с различными информационными источниками, могли выбрать интересные для них лично задания.
В целом, результаты школьного тура предметных олимпиад говорят о невысоком уровне подготовки учащихся к выполнению нестандартных заданий, т.к. немногие учителя систематически готовят ребят целенаправленно, зачастую проводят только разовые консультации и предлагают работать самостоятельно. 
Рекомендуется учителям начальной школы усилить работу по вовлечению учащихся в олимпиадное движение, проводить дополнительные занятия развивающего характера с учащимися, увлеченными данными предметами.
4.2. Спортивные соревнования.
В 2014 году команда учеников 3-4-х классов приняла активное участие в районных соревнованиях «Спортивные надежды Кубани». По итогам соревнований команда 3-х классов заняла 3 место.
 
4.3. Творческие конкурсы.
В 2013-2014 учебном году 89% учащихся школы принимали участие в школьных, районных и краевых творческих конкурсах.
В районной НПК младших школьников приняли участие 6 учеников 3-4 классов, из них 3 участника (Галкина Арина, ученица 3Б класса, Бочаров Илья, ученик  3 Б класса, Батог Елена, ученица 3 А класса), 1 лауреат (Ковнирова Надежда, ученица 3 А класса), 2 призёра (Ковалёва Елизавета, ученица 3 А класса и Шацкий Сергей, ученик 4 А класса).
В районном этапе краевого конкурса «Служба спасения 01» приняли участие 13 учеников НОШ №15. По результатам конкурса дипломом 1 степени награждена Сафонова София, ученица 4 Б класса (номинация «Рисунок», руководитель Ваганова Н.П.), и дипломами 2 степени награждены Джавадян Анита, ученица 3 Б класса (номинация «Живопись», руководитель Ваганова Н.П.) и Иващенко Дмитрий, ученик 2 А класса (номинация «Литературное творчество», руководитель Хижняк О.В.).
По итогам районного этапа краевого конкурса «Зеркало природы» 2 победителя (Ковнирова Надежда, ученица 3 А класса и Верховых Лолита, ученица 3 А класса) и 3 призёра (Аношкина Маргарита, 4 А класс, Казачёк Илья, 4 А класс, Гонтар Ольга, 2 Б класс).
     В работе методического совета школы особое внимание уделялось изучению ФГОС, прохождению программного материала, способности учителей к осуществлению инновационных процессов, интеллектуальная активность учащихся, участие и результаты в олимпиадах, конкурсах различного, позитивные (негативные) тенденции, развитие личности и проблемы здоровья школьника.
Заключение:
– при достаточно насыщенной работе методического совета следует отметить низкий уровень участия в профессиональных конкурсах, мероприятиях, отсутствие потребности к самообразованию, желания делиться профессиональным мастерством с коллегами, повышать свою квалификацию;
– заседания МС носят зачастую обучающий характер, на которых  решаются, в основном, вопросы, связанные с преподаванием предмета и недостаточно обсуждаются проблемы в сочетании с психологией и воспитанием.
Выводы были сделаны соответственно каждому из педагогов и на итоговом заседании  методического совета поставлены задачи на 2014-2015 учебный год:
 
1.              Изучение всех нормативных программно- методических документов.
 
2.              Изучение и внедрение в практику работы педагогического коллектива школы достижений современной педагогической науки, инновационных программ и технологий.
 
3.              Диагностика и прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса.
 
4.              Обобщение передового педагогического опыта.
 
5.              Стимулирование инициативы и творчества членов педагогического коллектива и активизация его деятельности в научно-исследовательской, поисковой работе, участии в профессиональных конкурсах, выставках, мастер-классах.
 
6.              Выявление и предупреждение недостатков, затруднений в работе педагогического коллектива школы;
 
7.              Развитие мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно-нравственных качеств членов педагогического коллектива, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.
 
8.              Активизация участия в ученической исследовательской деятельности учащихся по предметам.
 
 
 
 
Руководитель ШМС                                                    О.В.Хижняк