Skip to Content

МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ НА НЕЖЕЛАНИЕ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ

 МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ

НА НЕЖЕЛАНИЕ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ 

(собрание для родителей учеников 1-4 классов)

Разработан учителем начальных классов Бычковой Е.А.

Цель: формирование у родителей гуманного, терпеливого отношения к ребенку.

Ход собрания

1. Слово учителя.

    Как же все-таки заставить ребенка учиться, как помочь ему преодолеть нежелание трудиться? Как научить школьника преодолевать себя и делать то, что требуется, несмотря на собственное нежелание?

    Один из важнейших путей формирования этого умения - это совмест¬ная деятельность со взрослыми, но не связанная со школой и приготовле¬нием уроков. Но это не прямое воздействие. Другой важный путь - это тот, который прежде всего прямо связан с процессом учебы. Он делится на два варианта.

    Первый вариант можно порекомендовать в том случае, если сами родители достаточно хорошо знают изучаемый материал, а их отношения со школьником находятся на таком уровне, что попытка установления контроля над ним не приведет к возникновению конфликта и утрате имеющегося доверия. Такой контроль может быть применим и к старшекласснику. Дети чаще всего сами соглашаются на такую помощь, если видят в ней средство выйти из затянувшихся неудач в школе.

    Неудачи переживаются детьми очень болезненно, и часто они охотно соглашаются на помощь взрослых. В это время у детей появляется тревож¬ность по отношению к взрослым, они беспокоятся, как относятся к ним взрослые, не потеряли ли они доверия родителей, любят ли родители их такими, какие они есть. Выражаться это может в следующем:

очень охотно выполняют свои обязанности по дому;

проявляют чрезмерное желание поговорить со взрослыми, как бы загладить свою вину перед ними;

слишком разговорчивы, докучают посторонними вопросами, лишь

бы оттянуть время разговора об учебе;

чрезмерно дружелюбны со взрослыми;

постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны взрослых;

часто жалуются на своих товарищей;

часто обращаются с мелкими просьбами и делами, которые могли бы сделать и без участия взрослых;

полностью устраняются от дела, если их усилия не увенчались успехом;

пытаются «монополизировать» взрослых (то есть занять их исключи¬тельно своей особой).

    Часто такой тип поведения не беспокоит родителей, потому что ребе¬нок старается заслужить у взрослых признание, в силу своей неуверенности в себе. Вот тут-то и надо помочь ребенку, создать теплую атмосферу взаимопонимания и доверительности, разрешить вместе с ним полосу неудач в школе.

    Другой вариант, когда такой контроль возможен, - это когда ребенок видит в нем проявление дружбы и заинтересованности со стороны старших. Дети очень ценят дружбу взрослого. И если у них появляется взаимопонимание, дети охотно подчиняются родителям, позволяя контролировать свои учебные дела. Путь к такому пониманию лежит через установление взаимного доверия.

    Третий вариант - это просто сочетание характеров. Сильный, властный характер у кого-то из родителей, авторитарный стиль руководства детьми обычно вырабатывают у детей привычку к подчинению, сохраняющуюся и в старших классах. Такой ученик пойдет на установление над ним контроля без радости и без особой надежды на что-то хорошее, просто зная, что сопротивление бесполезно. Это менее желательный случай, чем первые два, но ему тоже можно попытаться следовать.

    В любом из этих вариантов перед родителями открывается возможность перейти на систему каждодневной про верки приготовленных уроков. Необходимо установление контакта со школой, дабы избежать дезориентирующего расхождения в оценке уровня исполнения и предотвратить возможные попытки школьника частично переложить приготовление заданий на проверяющего взрослого.

    Конечно, при всем этом необходимо соблюдать особую тактичность по отношению к ребенку. Помнить, что вполне может оказаться так, что при переходе к учебным делам у него пробуждается настороженность и некоторое недоверие. Не надо забывать, что до сих пор у такого ученика учеба была в основном источником неприятных переживаний, вызывала тревожность. Поэтому недопустимо проводить проверки уроков на уровне конфликта, завершать их «разносом» и т. д., даже если на ваш взгляд сын или дочь отнеслись к их приготовлению недобросовестно. Надо пом-нить, что у них нет ни стремления, ни привычки к систематической работе; поэтому то, что кажется вам сделанным плохо, на самом деле может быть сделано едва ли не на верхнем пределе сегодняшних возможностей школьника. И не надо удивляться, если в первое время обнаружится, что этот предел является не по возрасту низким.

    Не надо от ребенка ждать немедленных успехов от вашего вмеша¬тельства. Все придет со временем, тем более что когда-то вы упустили са¬мый благоприятный момент, когда можно было это сделать без особых усилий. А теперь придется потрудиться значительно больше и дольше.

    Не надо и отчаиваться, если вы не видите видимых успехов. Формирование новых качеств личности редко проходит как плавный процесс, идущий по восходящей. Возможны и периоды долгого топтания на месте, возможны и неожиданные взлеты, чередующиеся со спадами. Все это закономерно. Надо помнить, что никакое воспитательное воздействие не проходит бесследно. Рано или поздно ваши усилия принесут свои результаты.

   Что же делать, если вам не удается установить контроль за выполнени¬ем домашних заданий, если это оказывается просто невозможным?

    В старших классах ученик превращается из маленького, послушного, в человека, считающего себя повзрослевшим, то есть более самостоятельным. Он перестает себя чувствовать ребенком и начинает относиться к себе как к взрослому, начинает вести себя как взрослый и требует к себе со-ответствующего отношения окружающих. При этом чаще всего утвержде¬ние себя в роли взрослого идет по внешним линиям. Подростки стараются одеваться по моде СИ даже сверх того), начинают краситься непомерно много, надевают в школу разные украшения, приобщаются к курению и т. д., то есть стремятся отбросить те ограничения, которые налагаются на детей, но не распространяются на взрослых. У детей порой складывается впечатление, что взрослые вне работы делают лишь то, что хотят.

    Дети не понимают, что истинная взрослость человека проявляется не в возможности курить, пить или одеваться как хочется, а в заботе о близких и умении быть для них опорой, в требовательности к себе, высокой человеческой надежности и т. д.

    На этой основе часто возникают трения между отцами и детьми даже во вполне благополучных семьях. Родители видят, что их быстро подросшие дети в сущности остаются детьми по своему внутреннему складу, и соответственно стремятся по-прежнему руководить их поведением, вме-шиваться в их дела, а иногда и читать их дневники. Дети, чувствуя себя взрослыми, начинают отвергать повседневную родительскую опеку. Например, всегда возникают у детей и родителей трения в предпраздничные дни, когда дети собираются встречать праздник в компании. Родители, не зная компании, не хотят отпускать ребенка, ребенок настаивает на своем - и вот налицо конфликт «отцы и дети».

    То же самое и с учебой. Вы хотите установить контроль над приготовлением домашних заданий, так как видите, что самостоятельно ребенок не может добросовестно готовить их, а тот яростно сопротивляется этому, ибо такой контроль представляется ему обидным, ему кажется, что он взрослый и «сам с усам». Идти ради установления контроля на развитие конфликта в этом случае вряд ли стоит. Скорее всего, с таким трудом завоеванное доверие может получить «фиаско» и не приведет к желаемому результату, то есть цель не будет достигнута.

    Итак, первое, что следует помнить при оказании помощи в учебе, - это подождать, когда ученик сам обратится за помощью, по собственному желанию. Не навязывайте свое руководство, даже если вы убеждены, что объективно ребенок нуждается в этом. Пусть инициатива исходит от него.

    Во-вторых. Надо быть внимательным и чутким, чтобы всегда прийти на помощь, когда ребенок вас попросит о ней. А просьба, если это еще и ребенок с высокой самооценкой, может быть завуалирована или прикрыта напускной бравадой. Ребята этого возраста, да еще и легкоранимые, к помощи всегда относятся болезненно, иногда не уверены, что родители объяснят, не читая при этом нотаций о дисциплине на уроке, о внимательном отношении к уроку и т. д.

    Третье касается домашней атмосферы. Нужно создать атмосферу доб¬рожелательности, не отделываться замечаниями, отложить на время свои личные дела. У родителей, которые стремятся «вытянуть» ученика из болота отвращения к учебе, этому, как правило, должно отдаваться предпоч-тение перед другими делами. Желание разобраться в новой теме, найти решение трудной задачи может быть у такого ученика неустойчивым, Оно нуждается в немедленном подкреплении благожелательным отношением старших. Без этого оно очень быстро может смениться привычным наплевательским равнодушием - «не выходит, ну и ладно, спишу у товарища, подсмотрю у соседа» и т. д.

    Четвертое. Инициатива должна исходить от самого школьника, и все же родители должны сами предлагать помощь, но очень корректно.

    Помощь должна быть продолжительной, пока ребенок не усвоит, до¬пустим, тему или какое-то обнаружившееся узкое место в том или ином предмете. Помощь должна быть или систематической, или по договоренности. А лучше всего, если такая практика помощи утвердится в периодическое кратковременное сотрудничество.

    И самое главное: нельзя ждать скоростных, немедленных результатов, тем более если учеба запущена. Надо набраться терпения и преодолевать трудности шаг за шагом, не приходить в отчаяние, не пытаться спасать положение громкими скандалами и нудными нотациями, наказаниями, а доброжелательно поддерживать, радоваться самому малому успеху. Выдержка и спокойствие в случае неизбежных срывов - вот правильная линия поведения родителей в таких случаях.

2. Раздача памяток.

О. Полянская, Т. Беляшкина 

Памятка для родителей

«Чем заменить наказания?»

Терпением и еще раз терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправиль¬но, но будьте кратки, не надо нудных нотаций, которые только портят отношения.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется.

Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится.

Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание. Правила общения.

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребен¬ка, но не самим ребенком.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перейдет в неприятие его.

Покажите ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказан¬ные вслух комплименты, а не то, что вы, возможно, думаете, но не говори¬те.

Признайте ребенка здесь и сейчас, на основе настоящих событий.

Сохраняйте дружелюбный тон!

Как поддержать самоценность ребенка.

 • Безусловно принимайте ребенка.

Активно и заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях и потребностях.

Чаще бывайте с ребенком (играйте, читайте, гуляйте и т. п.).

Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справляется сам.

Помогайте, когда он просит.

Поддерживайте каждый успех.

Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку.

Конструктивно решайте конфликты.

Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова.

Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день. 

3. Подведение итога.

В ы с т у п л е н и е   р о д и т е л е й.

Заслушать родителей, дети которых учатся без желания, не выполняют домашних заданий. Поделиться опытом родителям сильных учеников.

- Прошу высказать мнение о сегодняшней встрече. Что хотели бы вы услышать на следующем родительском собрании?

 

Учитель начальных классов БОУ НОШ №15           Е.А. Бычкова

 

 

 

 

Автором поднята важная

Автором поднята важная проблема в семейном воспитании детей младшего школьного возраста. Спасибо за методическую помощь в подготовке к родительскому собранию.

Очень актуальная тема.

Очень актуальная тема. Спасибо автору за то, что еще раз напоминает родителям как важна вера в собственного ребенка для успешного построения его будущего.