Skip to Content

Христианский подвиг Севастийских мучеников

 Бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования Динского района

«Начальная общеобразовательная школа № 15»

 

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС

«УЧИТЕЛЬ ГОДА КУБАНИ - 2014»

 

Номинация «Учитель года по основам православной культуры»

 

 

 

 

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ КРУЖКА

 ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ПО ТЕМЕ

 

 

«ХРИСТИАНСКИЙ ПОДВИГ

 (НА ПРИМЕРЕ ПОДВИГА 40 СЕВАСТИЙСКИХ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ)»

 

 

 

Учитель начальных классов,

Учитель ОРКСЭ, ОПК

Шацкая Евгения Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Южный

2014 год

ЗАНЯТИЕ КРУЖКА

 ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ПО ТЕМЕ

«ХРИСТИАНСКИЙ ПОДВИГ

 (НА ПРИМЕРЕ ПОДВИГА 40 СЕВАСТИЙСКИХ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ)»

 

ЦЕЛИ УРОКА: на примере христианских мучеников показать высоту нравственного подвига учеников Христа; гуманизм христианской религии и губительную безнравственность язычества и неоязычества.

 

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Познакомить на примере событий армянского города Севастия с историей гонений христиан первых веков;

2. Научить отличать и ценить нравственные понятия, данные Христом, от безнравственных языческих поступков;

3. Осознать значимость Креста для  христианина;

4. Пробудить (с помощью символов праздника Севастийких мучеников) в детях любовь и почитание христианских святынь.

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА

ХРИСТИАНСКИЙ ПОДВИГ

 (НА ПРИМЕРЕ ПОДВИГА 40 СЕВАСТИЙСКИХ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ)

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята. Я сегодня у вас неслучайно. Наша встреча стала возможна благодаря одной большой любви. Это любовь к кому? (Любовь к Богу)

Вся природа, весь духовный мир живёт сейчас в ожидании Весны духовной – Пасхи. А какие птицы первыми провозглашают весну? (Жаворонки) Нас тоже будут сегодня сопровождать эти птицы.

Прочитайте на доске тему урока. (Слайд № 1)

О чём пойдёт речь?(о мучениках Севастийских)

О чём говорит икона?

 Какую цель поставим?

(Познакомиться с христианами, которые совершили мученический подвиг и удостоились святости от Бога)

Для чего?(чтобы отличать христианский подвиг от варварства)

 

Педагогические приёмы:

<!--[if !supportLists]-->1.    <!--[endif]-->Работа с понятиями (Слайд №2)

УЧИТЕЛЬ:Что такое подвиг?              ПОДВИГ – ДВИЖЕНИЕ – что объединяет эти слова?

ВЫВОД:Подвиг – это движение от собственного эгоизма к Богу.

Способность пожертвовать.

Чем выше жертва, тем больше подвиг.

<!--[if !supportLists]-->2.    <!--[endif]-->Анализ репродукции

УЧИТЕЛЬ: ответьте на вопросы по плану.

ПЛАН

1.Кто изображён на репродукции И. Крамского?

2.Почему художник изображает Христа  одиноким и без торжеств? (Он готовится к подвигу – принести Себя в жертву ради спасения людей)Так какова цель занятия?

 

Обобщение:

УЧИТЕЛЬ: Наша цель познакомиться с героями, совершившими христианский подвиг.

22 марта церковь празднует праздник Сорока мучеников Севастийских, мучившихся в озере Севаш. Послушайте историю в музыкальной балладе, попробуйте представить себя свидетелем этих событий.

Прослушивание баллады Светланы Копыловой «Севастийская дружина»

Целевая установка перед первым прослушиванием

Представить события баллады реальными, получить эмоциональный отклик.

Вопросы после прослушивания

Кого заинтересовала эта история? Чем?

Повторное  прослушивание

УЧИТЕЛЬ: возьмите листы с заданием, прочитайте в них вопросы к балладе, послушайте ещё раз в сопровождении видео.

Работа в парах

УЧИТЕЛЬ: найдите и запишите ответы на вопросы, затем обменяйтесь информацией  со своей парой, сравните ответы.

 

 

Слайд№ 3(балладаСв. Копыловой «Севастийская дружина»)

 


Св. Копылова «Севастийская дружина»



Вопросы


Собственный ответ


Ответ товарища


1


Место события


Армянский городок Севастия


 


2


В каком веке разворачиваются события?


IV век


 


3


За что храбрую и непобедимую дружину бросают в темницу?


За отказ служить языческим богам


 


4


Как укрепил воинов голос: «Кто до конца претерпит, тот будет в жизни будущей спасён»?


У Бога нет смерти, у Бога все живы.


 


5


Какое чудо произошло ночью на озере Севаш, куда согнали замерзать мучеников?


С неба на воду опустился пар и вода стала тёплой, как парное молоко


 


6


Всем ли воинам хватило мужества?


Один из воинов тяжкий крест на баню променял


 


7


Почему на святой иконе изображено 40 мучеников?


Тот самый стражник примкнул к дружине, став христианином


 

 

Обратная связь

Учитель читает вопрос, обсуждается ответ.

 

Итог.

Можно считать Севастийских святых христинскими подвижниками?

Что общего у слов ПОДВИГ и ПОДВИЖНИК?

 (Подвижник – тот, кто, совершая подвиг, подвигает себя к Богу.)

Постановка проблемного вопроса и пути его решения (предположение)

УЧИТЕЛЬ: До Крещения Руси наша страна была языческой.

А может ли христианство жить вместе с язычеством?

Почему христианская вера терпима ко всем религиям, но против язычества?

Ученики высказывают предположения, доказывая свою точку зрения

4.Рефлексия урока

Вернёмся к истории города Севаш.

Беседа


 


УЧИТЕЛЬ


Ученики


1


Почему дружина предпочла смерть и не отказалась от своей веры?


У Бога нет смерти, у Бога все живы.


2


Что страшного в язычестве?


Поклонение разным богам делает человека безнравственным


3


Языческий правитель может смело идти убивать, грабить, мучить, принеся жертву богу войны.

Язычник, у которого маленькие дети или старенькие родители, помолившись злому богу, может отвести их в лес на съедение зверям. Сегодня он плохой.

А завтра он молится доброму богу и снова хороший.

Такие же язычники замучили в чеченском плену Евгения Родионова.

Ониобещали ему жизнь, если он снимет с себя крестик. Женя предпочёл смерть.

Слайд№4Изображение новомученика Евгения Родионова


4


Христос принёс людям весть о том, что Бог есть Любовь!

 

 

Подведение итогов

На доске размещены слова с христианскими и языческими понятиями.

Распределите их соответственно справа и слева.


ЛЮБОВЬНЕНАВИСТЬ   ЩЕДРОСТЬ ГОРДЫНЯ  ЧЕСТНОСТЬ 

СМИРЕНИЕВЛАСТОЛЮБИЕМИЛОСЕРДИЕЗАВИСТЬ

Итог.

Какие понятия выбираете для себя? Почему?

 

Слайд№5

УЧИТЕЛЬ: Праздник 40 мучеников Севастийских отмечается 22 марта (по нов.ст.)В этот день принято печь «жаворонков»  из постного теста и угощать друг друга.

Готовятся они очень просто, как и всё в Православии.

Чтобы вы никогда не забыли об этом празднике, я поделюсь с вами рецептом моей бабушки.

А стихотворение о вестнике весны – жаворонке предлагаю выучить наизусть.

Эмоционально читающий ученик читает стихотворение.

Цель перед чтением:

Послушайте стихотворение и подумайте, как связана история о Севастийской дружине с вестниками весны, жаворонками?

(Это торжество добра, любви и весны.На смену зиме приходит весна, после смерти – жизнь бесконечная)

 

«ЖАВОРОНОК»

Автор: В.А.Жуковский

 

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,

Так беспредельно, так воздушно;

Весь божий мир здесь вижу я.

И славит бога песнь моя!

 

Слайд № 6  Жаворонки из теста

Изготовление «жаворонков» из солёного теста

 

Выводы

Чем запомнилось занятие?

Чему научились?

Какие вопросы возникли?